Порча груза - что делать владельцу груза?

19.09.2019

Северо-Западная грузовая компания относится ответственно к перевозке грузов, но что делать если вы воспользовались услугами не ответственных перевозчиков?

Любое повреждение груза связано с необходимостью компенсировать ущерб с определением виновной стороны и всех обстоятельств, которые негативно сказались на перевозимых материальных ценностях. Такое событие регулируется положениями статей 796 и 803 Гражданского Кодекса РФ, а также пунктом 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта. Согласного установленным законом правилам, любые разбирательства конфликтов этой категории включают в себя два обязательных этапа:

  1. Претензия транспортной компании о порче груза, которая направляется заказным письмом вместе с заполненным актом и другими документальными материалами.
  2. Подача искового заявления в арбитражный суд, к которому следует приложить все доказательные документы и квитанцию об уплате государственной пошлины.

Срок исковой давности в этом случае составляет 1 год с момента заполнения акта о повреждении перевозимых материальных ценностей. Любая претензия к перевозчику за порчу груза должна составляться знающими юристами, способными убедительно описать все доказательства вины, а также нерадостные перспективны для ответчика в случае судебного разбирательства. Подача иска осуществляется в случае отказа виновной стороны возместить ущерб или предложений, не удовлетворяющих сторону, подавшую претензию.

Решения суда в этом случае передаются в исполнительное производство, в процессе которого с ответчика взыскивается  сумма иска и судебные издержки. В некоторых случаях истец вправе предъявлять претензии на возмещение неполученной прибыли, если речь идёт о повреждении коммерческих товаров, предназначенных к продаже. Иногда встречаются ситуации, когда истец требует также возместить затраты, понесённые в процессе сложной утилизации повреждённой продукции.

Причины порчи груза при перевозке

Каждый груз требует грамотного подбора транспорта для перевозки, который сможет обеспечить надлежащие условия, согласно специфике перевозимых товаров. Все требования и положения транспортировки регламентируются Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Повреждение груза происходят по причине следующих событий:

  1. Неправильный выбор транспортного средства и способа транспортировки. Простой пример – продукты глубокой  заморозки перевозятся в изотермическом фургоне, а не в рефрижераторе. Результат – порча всей партии дорогостоящих товаров. Второй пример – зерно повышенной влажности (выше 15%) перевозится в мешках. Результат – активизация процесса гниения культуры с последующей утратой больших объёмов перевезённой продукции. 
  2. Повреждение товаров вследствие механических воздействий, включая вибрацию автомобиля во время рейса. Такие обстоятельства возникают из-за некачественной упаковки, небрежности грузчиков, неправильного расположения и фиксации груза в контейнере или кузове.
  3. Дорожно-транспортные происшествия. В этом случае претензии владельца также будут предъявляться к перевозчику, вне зависимости от его виновности в аварии. После компенсации причинённого ущерба ответчик вправе обратиться с регрессивным иском к виновнику ДТП.

Существует ещё такое понятие как естественная убыль груза, которая регламентирована отдельными правилами для конкретных видов продукции. Например, естественные потери при перевозке зерновых культур составляют 0,07 при транспортировке в открытых кузовах и 0,05% при доставке в мешочной таре. Понятно, что если убыток вписывается в указанные нормы, то ни о каких претензиях к перевозчику речи быть не может. В Главе 6 упомянутого Постановления № 272  описываются нюансы транспортировки отдельных видов грузов (наливных, насыпных, однородных).

Ответственность перевозчика за порчу груза

Как только был подписан акт о получении груза,  за сохранность перевозимых ценностей в полной мере отвечает перевозчик и экспедитор. Ответственность заканчивается только в момент подписания акта о передаче товаров грузополучателю. После того, как определилось, кто виноват в порче груза при перевозке, необходимо определить размер ущерба, который будет компенсироваться виновной стороной. В этом случае оценка может  осуществляться следующими методами:

  • процентная величина, вычисляемая из оценочной стоимости груза, указанной в контракте;
  • количественная оценка ущерба, которая производится, исходя из реального объёма повреждённых товаров;
  • определение суммы компенсации на основе среднерыночных цен на соответствующую товарную группу (в случае отсутствия письменной оценочной стоимости)

Если речь идёт об ответственности экспедитора, то в этом случае истец апеллирует к статье 803 Гражданского Кодекса о нарушении или ненадлежащем выполнении коммерческого контракта. В этом случае вина сопровождающего лица, работающего на основании договора, в подавляющем большинстве случаев является для суда очевидной.

Перевозчик освобождается от ответственности, если сумеет доказать следующие моменты:

  • события произошли вследствие неодолимых обстоятельств;
  • водитель прикладывал все возможные усилия, чтобы сохранить груз;
  • на маршруте внезапно были введены ограничения по движению транспорта, о которых перевозчик не мог знать

В этом случае ответчику следует ссылаться на статью 36 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259.

Действия грузополучателя при повреждении груза

При обнаружении порчи груза необходимо:

  1. Оперативно уведомить транспортную компанию о случившемся факте.
  2. Составить комиссию, в которую войдут специалисты, способные оценить масштаб потерь и размер материального ущерба. Если речь идёт о повреждении больших партий товара, для проведения оценки следует пригласить независимого эксперта. 
  3. Сфотографировать видимые повреждения или сделать видеосъёмку.
  4. Сфотографировать путевой лист с отметками об убытии и прибытии транспорта в пункт назначения.
  5. Произвести разгрузку транспортного средства с отдельной выгрузкой повреждённой продукции для точного учёта.
  6. Составить акт о порче груза, в котором должен расписаться водитель автотранспорта. При отказе поставить подпись акт подписывается без его участия всеми членами комиссии.
  7. Обратиться к юристу, который составит претензию к транспортной компании, в которой будет указан обоснованный размер ущерба для возмещения.
  8. В случае отсутствия реакции на претензию в течение 30 календарных дней подать исковое заявление в арбитражный суд.

Образец претензии о порче груза

В претензию транспортной компании следует включить следующие сведения:

  • дата и место составления претензии;
  • полная информация о грузоотправителе, перевозчике и грузополучателе;
  • номер и дата контракта о перевозке с указанием стоимости груза;
  • копии товарных накладных;
  • все обстоятельства обнаружения повреждений перевозимых ценностей;
  • размер нанесённого ущерба и порядок возмещения;
  • перечень прилагаемых документальных подтверждений, фото видео материалов;
  • подпись руководителя организации, составившей претензию, печать, дата


Данный документ составляется в трёх экземплярах – для отправителя, получателя и перевозчика. Стоит напомнить о том, что такой акт не только является основанием для предъявления претензии, но и позволяет официально списывать повреждённые товары с бухгалтерского учёта.

Портал безопасных грузоперевозок Cargocash предлагает страхование грузов у надёжного оператора, который оперативно рассматривает заявки и компенсирует убытки. На нашем сайте есть всё необходимое для организации ответственной доставки с обоснованным выбором профессионального перевозчика и экспедитора.


Яндекс.Метрика